В ОП РФ обсудили, как преодолеть сценарный кризис в российском кинематографе
25.12.2018В ОП РФ обсудили, как преодолеть сценарный кризис в российском кинематографе

В Общественной палате РФ 25 декабря состоялся круглый стол «Какие сценарии нужны киноиндустрии», участники которого рассмотрели способы преодоления сценарного кризиса в отечественной киноиндустрии, тематические и жанровые запросы современного зрителя, возможности вхождения в киноиндустрию молодых кинематографистов, а также рассказали о Всероссийском питчинге дебютантов, который является знаковым событием в сфере молодежного и регионального кино.
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис считает, что меры поддержки молодых киносценаристов следовало бы прописать в нацпроекте «Культура».
Денис Кирис объявил, что по окончании круглого стола состоится открытие киноклуба молодых кинематографистов, который будет работать в Общественной палате РФ на постоянной основе.
Видеообращение для участников круглого стола записал председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. Он считает, что основа сценарной деятельности должна исходить из глубины русской классической литературы, глубины человеческих отношений, масштабного понятия любви, из того, какой заряд получит человек, посмотрев ту или иную картину.
«Сергей Герасимов говорил, что литература — это мать кинематографии. Русская литература — величайшее явление в культуре. Это не значит, что надо экранизировать только классику, речь идет о глубине и качестве проникновения в суть человеческого характера, тонкости взаимоотношения характеров и характере взаимоотношений. Это не исключает ни триллер, ни фэнтези, ни комедию. Но на мой взгляд, даже в маленьких рассказах Бунина и Чехова надо увидеть, как строится отношение к человеку. Это очень важно — показать отношение автора к этому человеку», — убежден режиссер.
Представители Молодежного центра Союза кинематографистов России рассказали, что в 2018 году в рамках Всероссийского питчинга дебютантов прошли конкурсы кинопроектов в 15 городах России, победители получили финансирование и поддержку от Министерства культуры РФ и Фонда кино. За пять лет существования проекта проведено 11 московских питчингов и 35 региональных, было заявлено четыре тысячи проектов от трех тысяч участников, по итогам которых снято уже более 80 картин. Помимо собственно презентации проектов, проводится большое количество образовательных программ, тренингов, различных акций. В 2019 году призовой фонд значительно увеличится за счет поддержки Фонда президентских грантов и составит девять миллионов рублей.

Одна из причин отсутствия хороших сценариев в отечественном кинематографе, считает представитель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Игорь Мишин, — кризис не идей, а спроса. По его мнению, хорошие сценаристы пишут средней руки сериалы, так как именно такой формат востребован сегодня на отечественном телевидении и именно такое ремесло позволяет людям заработать: «Мне не нравится, когда говорят, что это кризис таланта, кризис жанра, когда в адрес авторов или креативных продюсеров звучат упреки. Платят в основном за не очень интересное. Вот и все. Но это не значит, что этим не надо заниматься».
Продюсер дал рекомендации участникам питчинга, которые, на его взгляд, помогут продвинуть идею, заинтересовать экспертов собой персонально: это тщательная подготовка к презентации проекта, к которой надо отнестись как к выступлению на театральной сцене, и качественное редактирование своего дебютного сценария профессиональным редактором.

Современная жизнь изменила ситуацию со сценарным ремеслом, согласен президент Гильдии киноведов Союза кинематографистов России, программный директор ММКФ Кирилл Разлогов, именно поэтому сегодня шедевров в сериальной продукции рождается больше, чем в кинематографической.
«Да, есть сценаристы, которые стремятся к совершенству и оттачивают каждую деталь. Но многие так работать не могут, не будут, да им и не дадут этого. Как говорят продюсеры: “Нужны нам эти ВГИКовцы? Они собираются делать искусство, а нам нужно дело”. Разница между делом и искусством привела к тому, что сейчас слово “арт” фигурирует отдельно от кинематографического процесса, для нескольких сумасшедших», — считает Кирилл Разлогов.
Кинопроцессу нужны успешные фильмы, утверждает эксперт, а формулировать этот успех можно по-разному. Для одних искусство создается не для массы людей, а для ценителей, для других качество произведения измеряется кассовыми сборами. Истина, по его мнению, находится посередине.
Эксперты считают, что молодым сценаристам часто не хватает образования при наличии интересных идей, порой они просто не знают, как правильно сделать сценарий, значит, нужны образовательные программы, помощь соответствующих образовательных институций. Одной из формул роста, говорят они, является чтение качественных профессиональных сценариев и сравнение их с тем, что получилось на экране, и предлагают вернуться к изданию альманаха киносценариев.
Сотрудник Администрации Президента РФ Петр Корягин отметил, что государство заинтересовано в интересных сюжетах, особенно если они затрагивают истории страны. По его мнению, пробуждение интереса к исторической теме, исторической личности через качественные проекты на отечественном телевидении — интересное направление, где можно попробовать свои силы.
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия народный артист России Владимир Хотиненкопосетовал, что из современного кино исчезли три важнейших культурных слоя — город, деревня, молодежь, исчезла человеческая тема.
Источник публикации пресс служба Общественной палаты РФ