Независимый Профсоюз
Актеров Театра и Кино
Справедливость, независимость, единство
+7 495 744-67-32

Новости

«Программа защиты прав исполнителей в России должна соответствовать сегодняшним реалиям» — В ОП РФ прошел Социальный форум актеров театра и кино

14.03.2019

«Программа защиты прав исполнителей в России должна соответствовать сегодняшним реалиям» — Денис Кирис

В ОП РФ прошел Социальный форум актеров театра и кино

«Программа защиты прав исполнителей в России должна соответствовать сегодняшним реалиям» — Денис Кирис

В Общественной палате РФ 13 марта состоялся Социальный форум актеров театра и кино, на котором представители профессионального сообщества актеров театра и кино совместно с экспертами обсудили актуальные проблемы, затрагивающие творческих работников.

Модератор мероприятия, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис, напомнил, что российский Независимый профсоюз актеров театра и кино входит в Международную организацию актерских профсоюзов (FIA) — крупнейшее сообщество профсоюзных организаций, занимающихся отстаиванием прав актеров и исполнителей из 61 страны мира.
 
Опыт зарубежных коллег, с которыми наши делегации встречаются на различных мировых площадках, по его словам, показывает, что проблемы по большому счету у всех актеров одинаковые. 
 
«Программа защиты прав исполнителей в России должна соответствовать сегодняшним реалиям. Хочу акцентировать внимание на национальном проекте “Культура”, который будет реализовываться на протяжении шести лет и в котором есть отдельный федеральный проект “Творческие люди”. Этот проект предполагает целенаправленную поддержку творческих работников и связан в первую очередь с молодыми людьми, студентами творческих вузов, которые ежегодно в огромном количестве выпускаются в нашей огромной стране. В советские времена была система распределения, которая давала возможность выпускнику три года отработать в профессии. Сейчас распределения нет, а вузов, дающих квалифицированное образование, достаточно много. Куда им идти? И это только одна из тем, которой посвящена сегодняшняя дискуссия», — поделился Денис Кирис.
 
Вице-президент Международной федерации актеров, генеральный секретарь Консультативного совета профсоюзов работников культуры Владимир Камень поддержал решение Общественной палаты вплотную заняться проблематикой статуса творческих работников, в частности артистов и исполнителей, и подчеркнул, что это начинание, несомненно, принесет положительные результаты и поможет дать ответы на наболевшие в данной сфере вопросы. 
 
Одна из таких проблем — оценка востребованности и возможность переаттестации творческих работников, предусмотренные проектом новых поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации. Эта законодательная инициатива вызвала массу негативных откликов со стороны экспертов и профессионального сообщества, и именно ей было посвящено большинство прозвучавших на форуме выступлений. 
 
Так, актриса и режиссер Ольга Дунаева подчеркнула, что предложенные новации допускают трактовки, которые не всегда будут рассматриваться работодателями в пользу представителей актерского цеха. По ее мнению, надо учитывать прежде всего специфику актерской профессии в частности и сценического искусства в целом.
 
«Актер должен учиться всю жизнь — это написано у всех наших великих гениев сцены. Мы прекрасно знаем, что обучением актеров в театре занимается весь коллектив: перенимая опыт у предыдущих поколений, мы растем вместе с нашими мастерами. Без такой преемственности уровень и качество подготовки актеров, особенно на периферии, оставляет желать лучшего. Другой момент — сама организация работы. Если актера приняли в труппу, работодатель обязан обеспечить его занятость. Должна вестись педагогическая работа: регулярные занятия по танцу, по сценической речи, по сценическому движению должны держать в форме всю труппу. На практике этого не происходит», — считает она.
 
Предлагаемая поправками система оценки квалификации творческих работников — это и ее критерии, и уровень профессионализма тех, кто будет проводить подобную оценку, — вызывает много вопросов у самой актрисы и у большинства ее коллег. По их мнению, это не что иное, как ущемление прав творческих работников. С ней солидарна актриса Московского драматического театра имени Ермоловой Елена Бурханова, которая отметила, что в законопроекте имеются признаки дискриминации по статусу артистов театра по возрасту и званию.
 
Участники форума считают, что в сложившихся условиях защитой прав представителей творческих профессий более активно должны заниматься профсоюзные организации.
 
По мнению председателя Московской городской организации профсоюза работников культуры Лидии Фоминой, артисты сегодня — самый дискриминированный класс, полностью зависимый от режиссуры и руководства. Серьезной проблемой, по ее мнению, является неравномерная оплата труда артистов, большинство из которых получает фиксированную и очень невысокую заработную плату, а малая часть — серьезные гонорары по дополнительным договорам, решение о которых принимает руководство.
 
Необходимо не только увеличивать финансирование заработной платы творческих работников, но и предоставить общественности возможность контролировать рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств. 
 
«При существующей законодательной базе профсоюзы бессильны. Мы прошли все этапы: и подготавливали петиции, и обращались к Президенту, но на сегодняшний день признаем, что практически бессильны вас защищать. Нужно объединяться и громко говорить о проблемах, чтобы нас наконец услышали. Другого пути нет», — призывает она. 
 
Ее поддержал Денис Кирис. Общественник считает, что большинство театральных профсоюзов сегодня — это некие карманные организации, которые недолжным образом защищают права творческих работников. Активность профсоюзов необходимо повышать. Обращаясь к студентам театральных вузов, он сказал о необходимости возрождения системы распределения выпускников театральных вузов.
 
«Мы хотим в рамках нацпроекта “Культура” возродить эту систему. Она должна быть и должна функционировать для вас. Почему бы молодому выпускнику театрального вуза не поработать на Дальнем Востоке, например, тем более если государство поможет с жильем, создаст такие условия для молодого артиста, чтобы он себя комфортно чувствовал. У нас огромная страна и огромное количество учреждений культуры, которые готовы вас принять», — заверил Денис Кирис и предложил всерьез задуматься о создании актерской биржи труда, которая позволит творческим работникам реализовать себя если не на театральной сцене, то в смежных профессиях — такие пути есть, убежден он.
 
Модератор также подчеркнул, что состоявшееся мероприятие стартовое, в дальнейшем на площадках Общественной палаты планируется провести отдельные круглые столы, семинары, посвященные театру, кино, авторским и смежным правам и другим темам. Кроме того, представители актерского цеха выступили с инициативой создания в Общественной палате профильной рабочей группы, которая сосредоточится на защите социальных и гражданских прав творческих работников.

Материал подготовлен пресс службой Общественной палаты Российской Фелдераци


Возврат к списку