Независимый Профсоюз
Актеров Театра и Кино
Справедливость, независимость, единство
+7 495 744-67-32

Новости

В Дублине с 4 по 6 июня прошла Международная конференция "Живое" сценическое искусство- положение дел

В Дублине с 4 по 6 июня прошла Международная конференция "Живое" сценическое искусство- положение дел С Президентом Ирландии Майклом Д.Хиггинсом
25.06.2015


20 лет назад распался Советский союз. Россия оказалась в новой ситуации столкнулась с угрозой социальных взрывов, экономического хаоса, опасностью терроризма и развала государства. Кризисные явления затронули все сферы жизни страны. Государственное финансирование на культуру было сокращено в десятки раз. Под угрозу исчезновения была поставлена отечественная киноиндустрия, в катастрофическом положении оказались музеи, театры, библиотеки. Постепенно страна училась выживать и развиваться в новых экономических условиях. Российский бизнес в ряде отраслей занял лидирующие позиции в мире. Одновременно с оздоровлением экономики государство стало больше внимания уделять культурной политике. Огромные средства стали направляться на поддержку деятелей культуры и совершенствование действующей инфраструктуры и строительство новых культурных объектов. Вместе с тем, нормативно-правовая база в отношении работников сферы культуры, в частности, артистов, не соответствует международным стандартам. Отсутствие реформирования законодательства в отношении работников культуры привело к тому, что на сегодняшний момент в России действует фактически советская, архаичная система социально-трудовых отношений. Как результат такого положения дел – практически не развиваются альтернативные способы привлечения средств, отсутствует дискуссия о государственных мерах стимулирования частных инвестиций в театр и кино, действенных мерах поддержки независимых театральных трупп. Большинство социальных и экономических проблем, для решения которых у западных артистов имеются давно выработанные механизмы, для их российских коллег является кошмаром. Отсутствие правовой культуры и страх потерять заработок, делает артистов заложниками руководства учреждений культуры, чьи официальные заработки, зачастую, в сотни раз превышают доходы актеров, и приводит к росту социальной напряженности.
 В Дублине с 4 по 6 июня прошла Международная конференция "Живое" сценическое искусство- положение дел, мы обсуждали с коллегами защищающими интересы артистов из других стран общие вопросы, которые являются животрепещущими для всего сообщества, имеют трансграничный характер. И здесь знаете, что интересно? Организаторы мероприятия заранее провели опрос участников и вынесли следующие темы на обсуждение:
  Условия труда и тенденции в этой сфере;
  Коллективные договоры и их роль в сфере «живого» сценического искусства;
  Государственное финансирование и новые механизмы поддержки сценического искусства;

  Гарантии права артиста-исполнителя на безопасные и здоровые условия труда: взаимная выгода для работодателей и работников;
  Гастроли, совместные постановки и международная мобильность: проблемы, обусловленные глобализацией отрасли.

 И скажите, пожалуйста, какие из этих тем вы видите в российской театральной повестке? Какие из перечисленных вопросов обсуждаются в СТД, Минкультуры или театральным сообществом? И близко такие жизненно важные проблемы не обсуждаются. Проблема взимоотношений государства и театра стара как мир и носит универсальный характер. Нас почему-то пытаются убедить в том, что скандалы, подобные «Тангейзеру» - это сугубо российское «ноу-хау». Вместе с тем такое происходит во всех странах, в любых уголках света. В Германии (Брехт и тот же Тангейзер), Франции, даже в США. Кстати, в США скандал был связан с постановкой в «Театре Джей» документального спектакля о создании государства Израиль, в котором режиссер Ари Рот затрагивал противоречивую тему положения палестинцев в этот исторический момент. Режиссер, который проработал в театре восемь лет, был уволен работодателем, и это случилось в «самой свободной стране»… Хочу отметить, что этот шлейф скандалов – в том числе происходит из-за того, что правовая грамотность работников этой сферы стремится к нулю, а в крепких независимых профсоюзах никто не заинтересован, ни директора театров, ни продюсеры кино, потому что «в мутной воде легче рыбу ловить». На одном из семинаров мной был поднят вопрос о разнице заработных плат руководителей театров и работников. У нас в театрах, которые финансируются государством директора получают порядка 250 -300 тысяч рублей, когда простые работники цехов и артисты получают в десятки раз меньше. Мой вопрос вызвал недоумение у коллег. почему такая огромная разница? Не смотря на постановление правительства и Министерства культуры РФ. вот и получается что артисты из приморья обращаются к президенту России с просьбой помочь так как на зарплату в 12-15 тысяч рублей в месяц выжить не возможно. Мы обратились за разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости РФ по поводу дифференциации заработных плат и как эта ситуация должна регулироваться.
Председатель правления профсоюза Д.А.Кирис

Возврат к списку